Шлюзы Сайменского канала, облом с паромом и очередные укрепления линии обороны Салпа (Финляндия).  Карельский перешеек. (Welcome) качестве в Челябинске Как проходить шлюз в финляндии

История

Первые попытки сооружения канала между Саймой и морским побережьем были предприняты в году . В течение 345 лет вопрос о постройке такого канала поднимался неоднократно, в 1600 году даже начинались работы, но недостаток средств не дал возможности реализовать проекты.

Проектирование и строительство

Сайменский канал. 1903 год

Торжественное открытие канала состоялось 26 августа (7 сентября) года в честь дня коронации императора Александра II . В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк , во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон ансамблю.

Работа до 1939 года

Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии, его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной. Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.

В годы войны (1939-1944)

Осенью 1939 года было отмечено, что Сайменский канал может, по крайней мере, частично оказаться в зоне боевых действий. Появилась цель сделать его заграждением в противотанковой обороне. Канал представлял собой в некоторых местах препятствие благодаря глубокому руслу, которое затем было усовершенствовано различными плотинами . Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут укрепления на Карельском перешейке (так называемую Линию Маннергейма). Затопление было произведено, но это не остановило Красную армию .

После Советско-финской войны граница СССР и Финляндии прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично - на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.

После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек , канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже - для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.

После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

Послевоенные годы. Аренда.

После завершения войны, уже с года, по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся во владении СССР, в аренду Финляндии. Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии - оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.

Новый договор аренды

20 ноября 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» .

Судоходная трасса

  • Длина:
    • общая протяженность - 57,3 км (34 км - в России , 23,3 км - в Финляндии)
    • сухопутной части - 42,9 км (19,6 км - в России, 23,3 км - в Финляндии),
    • морского фарватера - 14,4 км.
  • Ширина - от 34 до 55 м.
  • Глубина (наименьшая) - 5 м.
  • Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом - 75,7 м.
  • Разрешенные габариты судов:
    • длина - 82,0 м,
    • ширина - 12,2 м,
    • осадка - 4,35 м (рекомендуемая - 4,2 м),
    • высота мачт - 24,5 м.
  • Количество пограничных знаков, отмечающих границу зоны аренды от прочей территории Российской Федерации, - 217.

Технические сооружения

Шлюз Мялкиа

Шлюзы

На территории Финляндии расположены три шлюза :

  • Мялкия (Мялкиа) Mälkiä (12,4 m)
  • Мустола Mustola (7,2 m)
  • Соскуа Soskua (8,3 m)

На территории России - пять:

  • Пялли Pälli (11,7 м)
  • Илистое (10,2)
  • Цветочное (5,5 м)
  • Искровка (11,4 м)
  • Брусничное (10,0 м)

Самый большой шлюз - Мялкия, перепад уровня - 12,4 м. Самый маленький шлюз - Цветочное, перепад уровня - 5,5 м. Управление всеми шлюзами автоматизировано, осуществляется с диспетчерского пункта на шлюзе Пялли.

Мосты

  • 12 автомобильных мостов (на территории России - 6, на территории Финляндии - 6), из которых 7 разводные (на территории России и Финляндии 4 и 3 соответственно);
  • 2 железнодорожных моста (по одному на территории России и Финляндии), оба неразводные.

Использование

Правовой режим определяется советско-финским договором 1963 года. По этому договору находящаяся на российской территории часть канала и остров Малый Высоцкий арендуются Финляндией до года. Управление сооружениями канала осуществляет финская сторона. Интересы российской стороны представляет ФГУ «Сайменский канал», директор - В.П. Остапенко ().

Канал дает возможность судоходства из внутренних вод Восточной Финляндии в Россию и страны Европы . На российской территории Сайменский канал обеспечивает выход на порты Высоцка и Выборга. Для многих маршрутов он является продолжением Волго-Балтийского водного пути .

Правовой режим

На территории Сайменского канала действует российское законодательство с немногочисленными исключениями, подпадающими под юрисдикцию Финляндии, и касающимися правил судоходства, а также трудовых отношений с обслуживающим персоналом канала. Также имеются специальные правила в отношении морских и речных судов, следующих по каналу в Финляндию. Российская виза не требуется для прохода по каналу судов и экипажей из любой страны мира, однако на границе в обязательном порядке производится паспортный контроль. Российский КПП для контроля судов, проходящих по каналу, находится у шлюза Пялли. С финской стороны такой контроль производился на КПП Нуиямаа (его водной части), но после переноса КПП Нуиямаа в сторону от побережья он при необходимости осуществляется в Лаппеенранте.

Примечания

  1. Финляндия арендовала у России часть Сайменского канала еще на 50 лет . Lenta.ru (27 мая 2010). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  2. Текст Договора об аренде
  3. Федор Есипович, Виктор Цукер Канал в тысячу озер . Группа «Эксперт» (4 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 11 сентября 2006.
  4. Saimaan kanavan museo (фин.)
  5. Сайменский канал, история создания. Григорий Усыскин
  6. Григорий Усыскин. 145 лет Сайменскому каналу (история создания)
  7. Сайменский канал
  8. Финляндия арендует Сайменский канал еще на 50 лет
  9. Медведев ратифицировал договор об аренде Финляндией Сайменского канала
  10. Аренда Сайменского канала
  11. Аренда Финляндией части Сайменского канала продлена еще на 50 лет
  12. Вести.Ru: Россия и Финляндия подписали соглашение на полвека вперёд
  13. Президент внёс в Госдуму на ратификацию Договор об аренде Финляндией российской части Сайменского канала
  14. Д.Медведев подписал закон о ратификации договора об аренде Сайменского канала
  15. Госдума ратифицировала договор о Сайменском канале
  16. РФ продлила аренду Сайменского канала для Финляндии еще на 50 лет
  17. www.dp.ru, Корр:Наталья Дубинина со ссылкой на консолидированные результаты работы ОГК-5 за 2007 год

Сайменский канал (карта, приведенная ниже, поможет читателю разобраться с его местоположением) - это между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия). Открыто данное сооружение в 1856 году. Общая протяженность составила 57,3 км, из них России принадлежат 34 км, а Финляндии - 23,3 км.

История создания

Первые попытки соединить Финский залив и озеро Сайма предпринимались еще в 1500 и 1511 годах губернатором Выборга Эриком Туресоном Бьелке. Следующая попытка была сделана в 1600-м, в это время были произведены две выемки, однако на этом все и закончилось. Уже в царствование Екатерины Великой предлагался новый план - поскольку осуществляет соединение озера Сайма с то предполагалось соорудить канал в обход Иматры. Однако слишком большие расходы, которые необходимо было затратить на данный проект, стали причиной отказа от приведения этого плана в исполнение. В 1826 году на заседании городских судов Карелии и Саволакса было решено направить депутацию крестьян в Петербург к императору для того, чтобы он осуществил соединение озерного края с приморскими городами. Приняв и выслушав депутатов, Николай Первый приказал произвести необходимые изыскания. Однако реальных средств найдено не было, в связи с этим к прокладке канала не приступили. В следующий раз этот вопрос поднял губернатор Выборга Август Рамзай в 1834 году. Ход этому делу дали сенатор Л. Ф. Гартман (начальник финансовой экспедиции) и князь Меньшиков. В городе Выборг учредили комитет для составления сметы и плана данного проекта. Для первоначальных исследований пригласили известного шведского инженера. В результате его работы выяснилось, что воды озера находятся выше уровня моря на 256 футов, и стоимость данного сооружения составит три миллиона рублей. Необходимая сумма была ассигнована с рассрочкой на пятнадцать лет.

И вот, в 1845 году начались строительные работы. В их процессе шведский инженер Нильс Эриксон внес некоторые улучшения в план канала. Первоначально руководителем этой строительной компании был барон Карл Розенкампф, который получил прозвище «барон каналов». Однако в 1846 году он скончался, и на его место назначили генерал-майора Шернваля. Все строительные работы велись за счет казны Финляндии. Общая стоимость составила 12,4 миллионов финских марок. Общая длина сооружения - 54,5 версты, на этом отрезке было возведено двадцать восемь шлюзов из гранита.

Мы строили, строили и наконец построили…

26 августа 1856 года произошло торжественное открытие этого сооружения. Приурочено оно было к коронации Императора Александра Второго. Финляндия гордилась Сайменским каналом, который помогал проникнуть в пустынные районы страны. Особую прелесть ему придавала первозданная красота природы. По берегам канала были установлены памятные знаки с надписью на шведском и русском языках, на которых перечислялись все деятели, причастные к созданию данного сооружения. Все строительство выполнено весьма оригинально и смело, учитывая, что разность уровней соединяемых вод делала течение в канале чрезвычайно стремительным.

Открытие состоялось на четыре года раньше запланированного. Еще одной особенностью данного проекта стала дешевизна такого гигантского объема работ. Здесь сыграли свою роль следующие факторы: честность и распорядительность финских управляющих, а также дешевизна рабочей силы, ведь здесь были в основном задействованы арестанты.

Значение канала

Сайменский канал имел огромное значение для развития этого региона. и Саволакса наконец-то освободилось от исключительной экономической зависимости отдаленных гаваней Ладоги и Ботнического залива (его северной части). Польза от эксплуатации данного сооружения могла бы быть еще значительней, если бы руководители проекта смогли устранить корыстное вмешательство купеческого лобби. Так, из боязни потерять монополию в торговле они посредством интриг и других методов добились того, что пропускная способность шлюзов была ограничена. В результате все суда, идущие этим путем, должны были иметь ширину корпуса не более семи метров. В противном случае весь товар необходимо было перегружать в Выборге на подходящие под эти требования корабли. Таким способом несколько купеческих фирм обеспечивали монополию на экспорт. И, как следствие, Сайменский канал из Выборга потерял большую часть своего значения для развития данного края. Однако позже, во время реконструкции этого сооружения, ширину шлюзов существенно увеличили.

Озеро Сайма в дореволюционных русских путеводителях

В 1870 году было открыто сквозное пассажирское железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это событие сделало доступным для общества красивейшие места южной Финляндии. Железнодорожное сообщение дало новый толчок к развитию Карельского перешейка и всей прилегающей местности. Здесь начали возникать поселки, строиться курорты и санатории, прокладываться грунтовые дороги, связывающие различные населенные пункты и железную дорогу. Огромную роль в новом освоении этого края играл Сайменский канал. Теперь он выполнял функции не только по развитию торговых отношений. Стали популярными круизы в Финляндию, к озеру Сайма и водопаду Иматра. Так, эти места начали попадать в русскую литературу, которая описывает культурные памятники этого района. Одновременно с этим появилась литература, направленная на популяризацию информации об этом регионе и пропаганду его достопримечательностей, а также создание нового имиджа. Выпускались специальные путеводители, описывающие Сайменский канал и его окрестности. Большинство из них содержали сведения о маршрутах движения, почтовых станциях, о расписании пароходов и поездов, сведения о гостиницах, как и где нанять лошадей, курортах и санаториях и многом другом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что до революции информация об этом объекте как о значительной достопримечательности Финляндии была весьма известна. Путешествие по Сайменскому каналу было обыденно для любителей активного отдыха.

Дачная жизнь на канале

Первые дачи здесь начали появляться еще во времена строительства. Участки канала, которые находились в служебном пользовании, были украшены посадками, это послужило стимулом для сдачи земли в аренду либо под строительство коттеджей. Помимо красивой природы, популярности отдыха в этом районе способствовало хорошее сообщение, обеспечиваемое теплоходами, осуществляющими речные круизы и проходящими по этой водной артерии. И вот вскоре состоятельные жители Выборга и Петербурга застроили побережье канала до озера Нуйамаа. В Ряттиярви находилась самая роскошная дача, принадлежащая министру иностранных дел России Вон Гиерсу. Ее построил один из инженеров, участвовавший в сооружении канала. Большинство дач выделялись своей архитектурой, они были украшены башнями, балконами, резьбой, их окружали ухоженные обширные сады с причалами и беседками. Названия домов такие романтичные, как и их внешний лик: "Рунолинна", "Раухантаранта", "Оннела", "Илоранта"... Спрос на недвижимость в этом регионе был настолько высок, что ее стало выгодно строить для сдачи в наем. Сайменский канал того времени известен не только дачами, но и большими имениями. Самым известным из них является имение Лавола, оно принадлежало роду Чесефф и располагалось в устье объекта. Усадьбы вместе с дачами образовывали весьма красочный ансамбль, атмосфера здесь была веселой, интернациональной. Речные круизы, концерты, посещения и прогулки оживляли общественную жизнь, она предлагала отдыхающим множество впечатлений и возможностей заработка для местных жителей. Однако после революции дачная жизнь пришла в упадок, а вместе с ней и Сайменский канал. Туры по нему уже не интересовали русскую богему.

Противотанковое заграждение

В планах генштаба в тридцатые годы прошлого века этот водный объект рассматривался в качестве возможного пути для организации снабжения армии. Согласно разработанным планам предполагалось сосредоточить проведение военных действий на Карельском перешейке. И вот, в 1939 году в период сверхсрочных сборов было отмечено, что канал может оказаться в зоне боевых действий. Он представлял собой серьезное препятствие благодаря глубокому руслу. Поэтому было принято решение задействовать его в противотанковой обороне. В результате были затоплены довольно обширные области в районе озер Кярстила Люкюля и Вентеля. Общая площадь затопляемых участков составила тридцать пять квадратных километров. В период 1941-1944 годов канал в военных действиях участия не принимал.

Восстановление судоходства

В силу того, что мирный договор, установленный между Советским Союзом и Финляндией, оставил Выборгский залив на территории СССР, а граница разделила канал на две части, в конечном итоге он перестал функционировать. В послевоенный период для возобновления судоходства требовалось не только провести реконструкцию сооружений и обветшалого оборудования, но и достичь двухстороннего соглашения об использовании этого водного объекта. Впервые данный вопрос поднимался в 1948 году, однако официальные межгосударственные переговоры начались только в 1954 году. Согласно достигнутой договоренности в Советский Союз выехала группа финских инженеров для изучения состояния этой водной артерии. Специалисты пришли к заключению, что речные каналы на советской территории вполне пригодны для восстановления по ним судоходства. Однако работы в этом направлении начались спустя тринадцать лет, после того как обе стороны наконец-то пришли к единому решению в вопросах аренды. В 1968 году реконструкция была завершена. В ходе нее были существенно расширены пропускные возможности шлюзовых камер.

Круиз - Сайменский канал

Лаппеенранте - курортный городок в Финляндии. Привлекательность ему придают озеро Сейма, на берегу которого он находится, и Сайменский канал. Экскурсия на теплоходе по этим водным объектам - единственное, что привлекает сюда туристов из России. Между прочим, это единственный в РФ внутренний водный путь, по которому могут ходить суда иностранных компаний. Пассажирские теплоходы, совершающие речные круизы, перевозят туристов из Российской Федерации и Финляндии. Раньше, согласно договору от 1963 года, пассажиры, прибывающие из Финляндии в нашу страну, имели право безвизового въезда. Однако с присоединением республики к Шенгенскому договору данное соглашение было отменено. Теперь пассажиры обязаны получать визы. Однако они нужны только в том случае, если судно пристает к берегам России, например, высаживает их для Если круизы на пароме из Финляндии не предусматривают заходов в российские порты, виза не нужна. Например, пароход «Кристина Брахе» осуществляет проход через территорию нашей страны, совершая рейсы между Лаппеенрантой и Хельсинки, а судно «Карелия» - между Выборгом и Лаппеенрантой.

Путешествие глазами туриста

Трудно предположить, сколько еще лет продлятся подобные круизные рейсы. Ведь финнов, которые бы желали посмотреть достопримечательности Сайменского канала, не слишком много, а наших туристов еще меньше. И это несмотря на то, что билет в одну сторону составляет порядка тридцати евро. Путешествие стоит затраченных денег.

Длина маршрута составляет сорок три км, но на них приходится восемь шлюзов. Когда теплоход по Сайменскому каналу преодолевает первые из них - это интересно. Однако уже на третьем шлюзе начинает расти раздражение, а к восьмому не можешь дождаться, когда это уже закончится, но все равно интересно. Когда пароход достигает пограничного поста Нуиямаа, начинается проверка документов. Интересен тот факт, что этот пост является совмещенным - автомобильно-водным. Если вы окажетесь на корабле в одной компании с финскими туристами, то будьте готовы к тому, что они зачастую ведут себя как большинство россиян: начинают употреблять горячительные напитки еще до того, как судно отойдет от причала. Многие туристы специально покупают билет в такой круиз, объясняя это тем, что на пароходе есть магазин «дьюти-фри». Если учесть тот факт, что в Финляндии с алкоголем напряженка, такое поведение становится вполне понятным. В период всеобщей пьянки экскурсоводы тщетно пытаются привлечь внимание публики к рассказам о канале, шлюзах и других достопримечательностях. И там есть-таки, на что посмотреть - канал очень красив. Например, под Выборгом его пересекают довольно высокие мосты - железнодорожный и автомобильный. Все навигационные комплексы возведены на гранитных столбах или выставлены на островках. Часть канала вырублена в скальном массиве, другая часть имеет отлогие песчаные берега с валунами. Вдоль канала растет густой лес, что в сочетании со скалами образует весьма красивый пейзаж. Российская часть совершенно не заселена, поблизости Выборга еще попадаются одинокие домики, а дальше находится первозданная природа. Единственное оживленное место - в районе границы, там, где проходит трасса на Лаппеенранту. Совершенно противоположная картина на финской части: здесь населенные пункты встречаются сразу же за контрольно-пропускным пунктом. В районе Лаппеенранты, не доходя до последнего шлюза, расположен главный порт на этой водной артерии - Сайма-терминал. Здесь осуществляется погрузка/разгрузка грузовых судов. Грузы идут преимущественно с российской стороны - до двух миллионов тонн в год.

Озеро Сайма

Когда корабль преодолевает последний шлюз, он попадает в Сайменское озеро. Первое, на что открывается вид, - это весьма большой целлюлозно-бумажный комбинат. Экскурсовод с гордостью рассказывает о том, что здесь работает более двух с половиной тысяч человек. Вот это «чудо» цивилизации портит все впечатление от путешествия, оно же мешает городу Лаппеенранте обрести в полной мере статус туристического. Ведь предприятие, даже если на нем установлены современные очистные сооружения, все равно сбрасывает тонны отходов в воды озера, что делает его непригодным для купания в радиусе до нескольких десятков километров. И что самое интересное, в туристических буклетах ничего не сказано о наличии здесь комбината. Однако это не все: напротив завода находится кондитерская фабрика, которая также производит сброс отходов в озеро, ведь не зря оно в районе этого предприятия полностью затянуто травой. И здесь же, как ни странно, расположился главный туристический комплекс - «Хухтиниеми» - и летняя гостиница «Карелия-парк». У самого «забора» с кондитерской фабрикой стоит еще один комплекс - «Сайма». Правда, вид у него какой-то унылый, заброшенный, как у с трудом удерживающихся на плаву в маленьких городках гостиниц советской эпохи. Здесь же есть и пляж, правда, для того, чтобы добраться до воды, придется преодолевать травяные заросли либо попытаться пройти по специальным мостикам, которые, к слову, поломаны в своей средней части, однако через пролом кто-то услужливо положил доску. Вот такой курорт!

Лаппеенранте

Главной достопримечательностью Лаппеенранты является Мемориальное кладбище, которое находится в центре города. Здесь можно увидеть могилы погибших воинов в периоды 1939-1940 и 1941-1944 годов. И что весьма любопытно, все захоронения индивидуальные, братских нет. К кладбищу примыкает памятник солдатам, призывавшимся с территории Карельского перешейка (сегодня это территория Российской Федерации). Он состоит из двух частей - скульптуры и плит с названиями населенных пунктов и фамилиями солдат, между прочим, среди них встречаются и русские. Особенно много их среди уроженцев Терийок (Зеленогорска). Собственно, больше здесь достопримечательностей нет. Город имеет современный вид, очень ухоженный и постоянно реконструирующийся. Делать там особенно нечего. В ночное время Лаппеенранте засыпает, закрываются все магазины, можно найти только киоски, торгующие гамбургерами и прочей подобной снедью. Здесь даже здание вокзала закрыто до семи утра. Бродя по пустым ночным улочкам, становится понятно, почему финны так «отрываются» в нашей стране.

Иматра

Этот город совершенно не похож на Лаппеенранту, история его гораздо короче. Основан он в 1948 году и настолько близко расположился к границе с Россией, что здесь ловят отечественные сотовые сети. Расположена Иматра в истоке реки Вуокса. Основные предприятия этого города - металлургический завод и гидроэлектростанция. Однако в отличие от Лаппеенранты на побережье озера промышленных объектов нет. Здесь есть два своеобразных памятника - первый посвящен турбине, а второй - опоре ЛЭП. Главным туристическим объектом является искусственный водоскат Иматракоски. До возведения ГЭС он был естественным, в дореволюционные времена русская богема любила сюда приезжать и любоваться водопадом. Сейчас здесь вода пускается по расписанию, этот спуск и является главным «туристическим аттракционом» Иматры. Вторая достопримечательность - это Коронный парк, который находится на острове, разделяющем старое русло Вуоксы и водохранилище. Основан парк по указу императора Николая Первого, который повелел, чтобы водоскат и его окрестности оставались в неизменном виде. Город Иматра для туристов гораздо привлекательнее, чем Лаппеенранте, здесь есть вполне современные гостиницы, места для отдыха, а любителям рыбной ловли представится замечательная возможность провести незабываемое время на берегу озера Сайма.

Сайменский канал: рыбалка

Рыбалка на озере отменная круглый год. Основные виды рыб - щука, окунь, озерный лосось, кумжа. Местные жители рыбалкой не увлекаются, несмотря на то что плотва здесь практически сама выпрыгивает на берег, финны почему-то ее не используют в пищу. Ловят ее в основном туристы из России. В конце весны на троллинг лучше всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Кроме того, здесь много налима, его часто удят на блесну и баланс. Из-за больших размеров водоема определить, где спряталась рыба, не так-то просто. Однако умелый рыбак всегда вернется с Саймы с хорошим уловом. Природа здесь чиста и нетороплива, способствует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Прекрасный отдых будет вам обеспечен!

(фин. Saimaan kanava) – судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России. Открыт в 1856 г., коренным образом реконструирован в 1963–1968 гг. Общая протяжённость канала с морским фарватером – 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России – 34 км. Вход в канал – озеро Сайма, местоположение входа – Лаппеенранта, высота входа 76,75 м. Устье – Выборгский залив, местоположение – г. Выборг.

Бассейн озера Сайма до создания канала не имел водного сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером . По порожистым и мелким рекам невозможно было осуществлять транспортировку грузов. Приходилось разгружать суда в Лаппеенранта (швед. Вильманстранд) и перевозить товары на расстояние 50 вёрст (более 53 км) до Выборга, где их снова грузили на корабли. В обратную сторону тем же способом доставляли продукты, крайне необходимые для жителей озёрного края, в первую очередь соль и зерно.

Первая попытка сооружения судоходного канала между озером Сайма и морским побережьем была предпринята на рубеже XV–XVI вв. комендантом крепостей Выборг и Олавинлинна шведским наместником Эриком Бьелко. Результатом этих работ стал ров (Ванха-Кайванто – Старый канал) длиной 118 м и шириной 5,3 м, который в настоящее время скрыт современным руслом канала. Почти через сто лет, в начале 1600-х гг. под руководством адмирала Юустена, действовавшего по приказу шведского короля Карла IX, завершилось создание канала Понтуса (Ужи-Кайванто – Новый канал) в Лаппеенранта.

После русско-шведской войны 1808–1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи, а в 1811 г. под финляндское управление была передана Выборгская губерния.

В первой половине XIX в. в Финляндии отстраиваются города, появляются торговые и мануфактурные компании, строится сеть дорог. Реальностью становится давняя мечта финского купечества о соединении каналом озера Сайма и Финского залива.

В 1834 г. по инициативе генерал-губернатора Финляндии князя Александра Меншикова и губернатора Выборгской губернии Карла Августа Рамзая был учреждён комитет по строительству канала, а в мае 1835 г. Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Под руководством барона Розенкампфа был подготовлен подробный технический проект, который был высочайше утверждён в сентябре 1844 г.; в 1845 г. начались работы по сооружению канала.

Это была крупнейшая стройка того времени, в которой самое активное участие приняли иностранные специалисты, главным образом из Швеции. По инициативе инженера-полковника Нильса Эриксона была внедрена самая современная в то время английская технология строительства каналов. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Длина канала тогда составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озёра . Было сооружено 15 шлюзов : 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных. Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии.

Организация строительства отличалась экономичностью и простотой. На стройке были задействованы около 400 рабочих-землекопов и 20 человек инженерно-технического персонала. 26 августа (7 сентября) 1856 г., на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала, которое было приурочено ко дню коронации императора Александра II.

Строительство канала обошлось государству достаточно дорого – в 12 млн серебряных марок, но расходы окупились значительно быстрее, чем ожидалось, – за 25 лет.

Сайменский канал стал крупнейшим каналом Финляндии. С открытием непрерывного судоходства по каналу на протяжении более 1000 вёрст, от северных берегов озера Сайма до Петербурга, экономика восточной части Финляндии преобразилась: деревообрабатывающая промышленность получила возможность вывозить свою продукцию в Россию, в сельском хозяйстве возросла роль животноводства (увеличилось производство масла, поставлявшегося в Петербург), появилась возможность вывозить по новому каналу продукцию чёрной металлургии.

Первоначально судоходство по каналу осуществлялось бурлаками или конной тягой, но уже в 1856 г. канал обслуживался четырьмя пароходами. Постоянно растущий товарооборот стимулировал развитие судостроения на верфях Выборга и Варкауса. К концу XIX в. на озере Сайма было более 800 различных пароходов и барж, обеспечивавших занятость 3,5 тыс. человек. До середины 1870-х гг. через канал проходило 2–3 тыс. судов в год, к 1913 г. их количество достигло почти 11 тыс. Сайменский канал в это время обеспечивал 35% грузовых перевозок по шлюзовым каналам Финляндии.

Канал и прилегающий к нему культурный ландшафт стали своеобразной рекреационной зоной: по берегам строились дачи, разбивались сады, сооружались причалы и малые архитектурные формы; рядом со шлюзами открывались гостиницы и рестораны. В Европе были выпущены путеводители по Сайменскому каналу, что способствовало наплыву туристов – в самые оживленные сезоны по каналу проходило до 27 пассажирских пароходов в день. Роскошные туристические суда перевозили путешественников из Петербурга и Выборга во внутренние районы Финляндии.

Получение в 1918 г. независимости Финляндией, напряжённые отношения между Финляндией и СССР изменили условия использования канала. Поток дачников и туристов из России прервался. Регулярное пассажирское сообщение по каналу поддерживалось до 1935 г. Канал продолжал достаточно активно использоваться для грузоперевозок, в первую очередь, в интересах целлюлозно-бумажной промышленности.

В 1920-х гг. был разработан и принят план реконструкции Сайменского канала для прохода 1000-тонных судов. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. В 1939 г., когда было выполнено около 40% предусмотренных этим планом работ, реконструкция была прервана начавшейся войной между СССР и Финляндией.

В годы войны канал оказался в зоне боевых действий, использовался в качестве противотанкового заграждения. Шлюзовые сооружения были открыты, что обеспечило затопление прилегающей к каналу территории. В ходе боевых действий многие сооружения канала были повреждены, а остатки дачных зон окончательно уничтожены.

После того как Финляндия в 1941 г. вернула себе Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения финской армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей. В сентябре 1944 г., в результате заключённого перемирия, канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось.

Мирный договор между Советским Союзом и Финляндией от 10 февраля 1947 г. потребовал подписания межгосударственного соглашения между странами-соседями по использованию разделённого государственной границей Сайменского канала. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, его уцелевшие сооружения обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

В 1948 г. по инициативе правительства Финляндии начался сложный и долгий переговорный процесс, который завершился в 1962 г. подписанием договора о передаче в аренду Финляндской Республике сроком на 50 лет советской части Сайменского канала и о. Малый Высоцкий для перевалки и складирования грузов.

По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения на средства, выделенные Финляндией.

Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила ей доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона. В 2004 г. по каналу было перевезено 2,46 млн т грузов; в целом за 50 лет после реконструкции – 59 млн т.

В 2006 г. в России и Финляндии прошли праздничные мероприятия в честь 150-летия канала, в рамках которых в районе шлюза «Мялкия» был открыт памятник «Ворота царей» – высокая гранитная арка с золотыми гравировками имён российских императоров Николая I и Александра II, в период правления которых создавалась первая система шлюзов.

Cрок аренды Финляндией российской части канала истекал 1 января 2013 г. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал вступил в силу 17 февраля 2012 г., а аренда канала была продлена до 2063 г.

Сегодня Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию, а также о. Малый Высоцкий. Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются Финляндией, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера – Российской Федерацией.

Правовой режим канала определяется межгосударственным договором. На арендуемой территории Финляндия может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду, но не имеет права использовать недра и леса на арендуемой территории.

Финляндия ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озёрной части Финляндии.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн т. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий (в 2014 г. канал был закрыт с 27 января до 5 апреля для проведения ремонтных работ). Движение осуществляется круглосуточно.

С 2012 г. для судов, следующих через Сайменский канал, отменено взимание навигационного сбора.

Судоходная трасса имеет следующие характеристики: длина: общая – 57,3 км (34 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); сухопутной части – 42,9 км (19,6 км – в России, 23,3 км – в Финляндии); морского фарватера – 14,4 км. Ширина (наименьшая) – 34 м. Глубина (наименьшая) – 5 м. Перепад уровней между оз. Сайма и Финским заливом – в среднем 75,7 м. Разрешённые габариты судов: длина – 82,5 м; ширина – 12,6 м; осадка – 4,35 м; высота мачт – 24,5 м.

В состав сооружений Сайменского канала входит восемь шлюзов, в том числе пять – на территории России: № 1 «Брусничное» (перепад уровня – 10,0 м); № 2 «Искровка» (11,4 м); № 3 «Цветочное» (5,5 м); № 4 «Илистое» (10,2 м); № 5 «Пялли» (11,7 м) и три – на территории Финляндии: № 6 «Соскуа» (8,3 м); № 7 «Мустола» (7,3 м); № 8 «Мялкия» (12,4 м). Габариты шлюзов: длина – 85 м; ширина – 13,2 м. С 2002 г. все механизмы канала имеют дистанционное управление из Единого центра судоходства Сайменской системы. Шлюзование занимает не более 10 мин на каждом шлюзе. Кроме того, в комплекс сооружений канала входят 12 автомобильных мостов (по шесть на территории России и Финляндии), из которых семь – разводные (четыре – на территории России и три – на территории Финляндии) и два железнодорожных неразводных моста (по одному на территории России и Финляндии).

В окрестностях Сайменского канала сохранилось много исторических объектов. Прежде всего, это старые шлюзы, построенные в XIX в. Многие из них в ходе реконструкции 1963–1968 гг. остались в стороне от нового русла и теперь являются туристическими объектами.

В финском городе Лаппеенранта, недалеко от шлюза «Мялкия», в здании 1845 г. постройки с 1995 г. работает музей канала, экспозиции которого рассказывают о его историческом развитии и современном состоянии. В настоящее время возобновились туристические круизы по Сайменскому каналу, из российского Выборга в финский Лаппеенранта, весь путь по каналу укладывается в несколько часов.

Д.В. Козлов, К.Д. Козлов

Буквально пару дней назад я рассказывал о финской , возведенной в 1941-1944 годах для защиты от СССР. Мы говорили о том, что общая длина укреплений достигает 1200км и они вытянулись от побережья Финского залива до Баренцева моря на крайнем севере. Сегодня, абсолютно случайно вновь наткнулся на части линии Салпа, я просто ехал в музей камня Ylamaa Spectrolite , который должен был посетить по программе пресс-тура. Музей расположен в 15 минутах езды от пограничного перехода с Россией Торфяновка - Vaalimaa, а после него я решил сделать круговой маршрут назад в Лаппеенранту по второстепенным грунтовым дорогам и посмотреть пару деревянных церквей. Надо сказать, что церкви я так и не отыскал, зато наткнулся на несколько обьектов линии Салпа не обозначенную на туристических картах. А ближе к вечеру прокатился на прогулочном пароходе через шлюзы Сайменского канала.

Но начну с самого начала. Музей камня неплохой (моей спутнице понравился), но я далек от тематики украшений и драгоценностей, так что от комментариев воздержусь; пресс-тур это все же не только путешествия, но и обязательная часть программы -

А потом были мои любимые бункера. Их точное месторасположение на Google.Maps -

После полутора часов "кручения" по грунтовым дорогам приграничной зоны юго-востока Финляндии, выбрался наконец на трассу (ура, снова асфальт) и взял направление на местечко Suur Saimaa, откуда надеялся заехать с машиной на паром и переплыть гигантское озеро Саймаа. Но я "прокололся" дважды: во-первых зарядил дикий дождь с которым не справлялись дворники и ехать пришлось еле-еле чтобы не вылететь с дороги, а во-вторых отмеченная на карте паромная переправа давно не действовала. И мне пришлось возвращаться в Лаппеенранту так и не выполнив задуманное. Вот паромный маршрут, который я задумал, но так и не реализовал. С другой стороны посмотрели красивые виды на озеро Саймаа и прогулялись по лесу -

Еще я пообедал, купив в супермаркете кусок лосося, пару бананов и коробку черной смородины. И знаете что вам скажу? Это в сто раз вкуснее и приятнее, что все шикарные рестораны вместе взятые, в которых я питался последние дни. Серьезно, у меня не укладываются в голове счета за скромную трапезу в 60 евро; хорошо, что плачу не я, а организаторы - лично мне бы не пришло в голову отдавать такие офигенные суммы за суп и кусок мяса. Здесь же 300 грамм лосося куплены за 3,95 евро, бананы еще около 1 евро, смородина 4 евро и все, прекрасно пообедал -

Пикник на обочине, что называется -

Собственно, озеро Саймаа -

Неработающая паромная переправа -

А вечером в программе был 3-часовой круиз по озеру Саймаа на корабле. Покупая билеты в кассе на причале в Лаппеенранте, обратил внимание на рекламу круизов отсюда в Выборг. Интересен подобный круиз тем, что вы проходите через Сайменский канал и несколько шлюзов. Их организует местная компания Saimaa Travel и стоит удовольствие 63 евро. В принципе слышал о них и раньше, но здесь увидел воочию, что билеты спокойной продаются в кассе и корабли курсируют ежедневно. Можно ли отправиться на корабле в обратном направлении, т.е поймать его в Выборге и приплыть в Лаппеенранту - не выяснял. Пограничный контроль проходят прямо в здании лаппеенратского морвокзала -

Лаппеенрантский целлюлозно бумажный комбинат, кстати, один из самых крупных в мире производителей бумаги. Лично мне жаль миллионы срубленных деревьев -

Входим в Сайменский канал -

Кстати, канал имеет очень интересную историю. Как гласит Википедия, канал был построен в 1845-1856 годы в и впервые пущен 7 сентября 1856 года. Капитально реконструирован в 1963-1968 годы. Он имеет протяженность около 60 километров, из которых 25 находятся на территории России. Смысл таков, что через этот канал проходят суда из озера Саймаа в Финский залив. Выход канала находится чуть южнее Выборга. До "Зимней войны" 1940-го года весь канал был на территории Финляндии, а теперь финны вынуждены арендовать южную часть канала у России. В Лаппеенранте находится интересный музей истории Сайменского канала , куда стоит заглянуть всем, кто данной тематикой интересуется.

В моем случае речь шла о круизе по озеру Саймаа и прохождению пары шлюзов. Разумеется, что я бы предпочел вместо этого круиз в Выборг, но программа - есть программа. Кстати, я впервые в жизни проходил шлюз, это нечто незабываемое -

Глядите, как убывает вода и судно стремительно опускается на дно шлюза -

Еще 3 минуты и мы в самом низу. Главное чтобы не прорвало шлюз и масса воды не смяла наше суденышко. Шучу, тут все продумано -

Сайменский канал - один из пяти каналов Российской Федерации, построенный еще во времена царствования всероссийского императора и великого князя финляндского Александра I. Во времена правления царя и его сына, Александра II, Великому княжеству Финляндскому уделялось особое внимание: строились города и прокладывались дороги, развивалось промышленное и сельское хозяйство. Не удивительно, что архитектура в старинных финских городах так похожа на российскую. Интересно, что Финляндия, которая так долго пыталась молчать о своем прошлом под правлением Великой Российской империи, сегодня наоборот стала почтительно относиться к русским императорам. Если обратить внимание, во время экскурсий по стране восходящего солнца можно услышать множество русских названий маршрутов и дорог. В городе Тампере даже есть музей Ленина, одно из самых часто посещаемых туристами мест.

Касательно водных каналов, которые ведут в соседнюю страну, Сайманский - единственный в России, путешествия ни по одному из четырех оставшихся не приведет в другую страну.
О существующем пути между озером Сайма и заливом знали еще в средневековье, но спроектировать и создать полноценный удобный путь, по которому могли бы ходить морские, речные и озерные суда не было ни возможностей, ни техники. В 19 веке царь-реформатор из династии Романовых построил Сайменский канал для соединения двух граничащих стран между собой, но в нынешнее время Россия им не пользуется, а вот для Финляндии он обеспечивает удобный выход в Балтийское море. Длина канала составляет 42.3 км и большая часть принадлежит Финляндии, а остальную (около 19км) финны вот уже более пятидесяти лет арендуют и активно используют в своих целях.
Полвека назад, в 1963 году, Советский Союз заключил с Финляндией договор, по которому весь Сайменский канал переходил в пользование финнов на пятьдесят лет. Сегодня за его аренду Россия ежегодно получает оплату в размере чуть больше одного миллиона долларов.
Максимально количество судов, которые сегодня могут походить через Сайменский канал, приблизительно равняется одиннадцати тысячам. Ежегодно через канал проходит 2 миллиона тонн разного товара, который доставляется не только в Финляндию, но и другие страны Европы.

По обоим концам этого пути стоят портовые города Выборг и Лаппеенранта. До 1940 года Выборг принадлежал Финляндии, но сегодня этот большой старинный «Город воинской славы», основанный еще в средние века, есть культурным центром Ленинградской области. Здесь находится большое количество культурного наследия страны, которое манит туристов со всего мира. Обязательным местом для посещения всеми приезжими считается Выборгский замок. Этот уникальный памятник западноевропейской культуры расположился на маленьком острове в Финском заливе, а время его создания датируется XIII веком.

Расположенный на южном берегу носит еще одно, польское название - Вильманстранд. Статус города он получил в 1649 году, а немного позже стал предметом ссоры России и Швеции, которые боролись за право владения им. С большими потерями пережил этот город целых три войны: Гражданская, Советско-финская и Вторая мировая. Сегодня это активно развивающийся промышленный город, во многом благодаря именно Сайменскому каналу.

Любопытно знать, что Сайменский канал пережил три строительства .

Первое было в 19-м веке, когда Финляндия на правах автономии входила в состав Российской империи. Строительством занимался император Николай Павлович Романов, и открытые канала в 1856 году было приурочено ко дню коронации его сына, Александра II.
Второе строительство, а точнее будет сказать расширение, проводилось в начале 20-х годов ХХ века. Но в связи с началом Второй мировой войны не было закончено.
Лишь только после того, как Финляндия и Советская Россия подписали договор об аренде Сайменского канала, там началось масштабное строительство. Продолжалось оно на протяжении пяти лет, с 1963 по 1968 года и завершилось торжественным открытием финского президента Урхо Кекконена.

Круиз по Сайменскому каналу, яхтинг

Оценить уникальную красоту природы и необыкновенную конструкцию Сайменского канала можно отправившись в путешествие с турфирмой или на своей яхте. Сезон круизов по каналу обычно открывается с середины мая и длится до сентября. Вид, открывающийся туристам, действительно необыкновенен: это уникально спроектированные мосты, кристально чистые озера с множеством рыб и берега, поросшие густым лесом.
Для тех, кто собирается бороздить просторы канала на собственной яхте, полезно знать, что перемещаться по финской стороне канала можно бесплатно. С канала можно заплыть в культурный центр Выборг или Лаппеэнрант, а также в Финский залив.

mob_info