Ремонт кулера для воды: особенности диагностики и устранения основных неполадок. Как разобрать и смазать кулер процессора, видеокарты и блока питания компьютера Как разобрать старый кулер от теплого

Решил для охлаждения некоторых деталей использовать высокоскоростной кулер от ноутбука. В магазине аксессуаров компьютера был куплен данный вентилятор, стоил он 8$. Кулер служил верой и правдой более месяца и сломался из-за моей ошибки. Дело в том, что такой кулер может работать в двух режимах, я же подключил скоростной. Видимо они не приспособлены работать часами в этом режиме, скорее всего именно по этой причине кулер откинул копыта.

Ну раз уж случилось, нужно его оперировать! Сначала снимается сам винт, в этом кулере он больше похож на турбину, лопастей как минимум в 2-2,5 раза больше, чем в обычных компьютерных кулерах .

Затем аккуратно нужно отделить статор от пластмассового основания. На самом деле это очень трудно и очень часто основание ломается.

Далее мы можем увидеть сам таходатчик мотора, который собственно и заводит движок. С обратной стороны платы на SMD компонентах собран датчик, который является генератором прямоугольных импульсов, они и питают обмотки статора двигателя.

Сначала внимательно смотрим на плату, если есть обрывы, то припаиваем перемычку и пробуем завести двигатель.

В моем случае ничего не получилось и было решено модернизировать мотор. Заранее с платы выпаиваются все SMD компоненты и перемычки.

Для мода был взят рабочий кулер от компьютерного БП ATX. Он был не совсем рабочий (были сломаны лопасти), но основная плата с драйвером работала. Снимаем винт, затем вынимаем плату.

На плате можно увидеть драйвер — который питает весь двигатель. Выпаиваем из платы статор. Смотрим на подключение обмоток статора — обычно 3 вывода, на один из выводов идут два конца обмоток, на остальные два вывода по одному проводу.

Вывод с двумя концами — подключается к плюсу питания, плюс подают также на первую ногу драйвера. Второй и третий вывод драйвера идут к свободным контактам (тут нет фазировки и полярности).

Наконец, последняя нога драйвера — минус питания.

Компьютер при включении издает странные звуки – жужжит не так как обычно? Скорей всего сломался вентилятор, который страдает от воздействия пыли. Пыль затрудняет его работу, а также способствует высыханию смазки, в результате чего вентилятор работает не стабильно – странно жужжит, перестает охлаждать систему, просто останавливается.

До тех пор, пока пользователь не столкнется с проблемой неудовлетворительной работы вентиляторов, он не задумывается, какую роль играет эта деталь в системе. Вентиляторы отвечают за общую вентиляцию в корпусе, способствуя поступлению холодного воздуха и выведению горячего. За счет этого температура в корпусе понижается, и все внутренние детали находятся в безопасности.

Также стоит разграничивать понятия «вентилятор » и «кулер ». Это разные вещи . Кулер отличается от вентилятора тем, что это устройство оснащенное вентилятором, которое в свою очередь должно охлаждать конкретный нагревающийся элемент, как правило, это процессор или видеокарта. Таким образом, работа вентиляторов более масштабна, а кулера локальна.

В компьютере имеется несколько вентиляторов:

  • Кулер, находящийся на процессоре;
  • Кулер блока питания;
  • Кулер, находящийся на видеокарте;
  • Корпусный вентилятор.
  • В современных моделях ПК большинство кулеров нельзя самостоятельно разобрать, да и не каждый мастер возьмется за такую работу.

    Подобный эксперимент может стоять всего устройства – его легко сломать. Но при нестабильной работе одного из кулеров, их можно смазать, что также эффективно и может продлить его работу. Насколько такой ремонт будет результативным и качественным точно сказать сложно. Все зависит от степени загрязнения и качества смазки для кулера.

    Для того чтобы произвести эту несложную процедуру для начала нужно снять кулер и очистить его от пыли, которая несомненно мешает нормальной работе устройства.

    После этого нужно максимально аккуратно оторвать наклейку с обратной стороны кулера.

    Снять резиновую пробку, прикрывающую ось вентилятора.

    После того как доступ к валу открыт необходимо нанести туда несколько капель масла для швейных машин. Удобнее всего это сделать при помощи шприца. После чего вернуть все детали на место.

    Еще один вариант, который поможет вернуть в строй вентилятор – силиконовая смазка. Для того чтобы воспользоваться ею нужно повторить все предыдущие шаги ровно до снятия резиновой пробки. После этого необходимо снять стопорную шайбу и вынуть крыльчатку. Очистите втулку и крыльчатку от пыли кисточкой, салфеткой или хлопчатобумажной тканью. Смазываем все соединительные детали вязкой смазкой (но она не должна быть слишком густой), которая прослужит намного дольше, нежели жидкая, а после ставим все на свои места – крыльчатку в корпус, ось также смазываем, надеваем стопорное кольцо, вставляем резиновую заглушку и заклеиваем.

    Вентилятор готов снова работать.

    Если у Вас возникают вопросы насчет ремонта вентилятора компьютера, то Вы можете позвонить по одному из номеров, указанным на нашем сайте и получить бесплатную консультацию от нашего мастера по всем интересующим вопросам. Если Вы самостоятельно не можете или не хотите ремонтировать вентилятор ПК, мы поможем Вам в этом – заказывайте нашу услугу «Компьютерный мастер на дом» и наш специалист быстро и качественно решит все проблемы с электроникой.

    Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

    Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

    Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

    Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

    Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

    Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

    После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

    Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

    Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

    На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

    Собственно, сама рамка с двигателем.

    Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

    Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

    Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

    Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

    Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

    Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

    В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

    Послесловие

    Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

    Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

    За системой охлаждения компьютера надо тщательно следить, иначе можно иметь в последствии серьезные проблемы. От перегрева компьютер может зависать, глючить, может выйти из строя не только видеокарта, микросхемы материнской платы, но и центральный процессор.

    Да, некоторые процессоры имеют датчики температуры и отключают, аварийно, питание компьютера при перегреве. Но, как показывает практика, это не всегда на 100% срабатывает. А новый процессор - это как минимум 100 долларов, да и хорошая видеокарта тоже не дешевле стоит.

    Все современные компьютеры оснащены принудительным воздушным охлаждением, т.е. в большинстве случаев вентиляторами (куллерами). Хотя есть ещё редкие модели современных сверхмощных компьютеров, которые оснащены водяным охлаждением.

    Итак, давайте рассмотрим, как восстановить работоспособность вентилятора?

    Для начала надо определить какой из вентиляторов шумит, ведь их в системном блоке может быть несколько. Есть один нехитрый прием как это сделать - берем и по очереди притормаживаем вентиляторы, слегка нажав на него рукой или салфеткой. Если шум исчез - значит он.

    Известно, что при работе вентилятора происходит постепенный износ его подшипников, на крыльчатке наслаивается пыль, накручиваются волосы, пух и т.п. Через какое-то время он начинает издавать неприятные, посторонние звуки, частота вращения его снижаться, а то может и совсем остановиться. Быстрее выходят из строя вентиляторы с подшипниками скольжения. Вентиляторы с подшипниками качения более долговечны, но и более дорогие.

    Чтобы избежать проблем надо периодически, хотя бы раз в полгода, делать профилактическую чистку и осмотр компьютера. Особенно этим необходимо заниматься, если в помещении обитают животные (кошки, собаки и т.п.). Их шерстью и пухом забиваются вентиляторы и часто останавливаются, вызывая перегрев компьютера.

    Для восстановления работы вентилятора, его в первую очередь необходимо почистить, пропылесосить, убрать пыль, пух и другой мусор. Иногда даже вот такая элементарная процедура помогает и он уже начинает работать. Но, коль вы до него уже добрались, до смазать его (подшипники) будет очень желательно.

    Если же вентилятор при включенном компьютере по прежнему не вращается, значит надо проверить электрическую часть: провода, обмотку. Когда вентилятор от мусора заклинивает, через него проходит повышенный ток, отчего катушки иногда сгорают. Если катушка куллера не прозванивается - значит придётся покупать новый вентилятор.

    В продаже, в компьютерных магазинах или отделах, обычно есть большой выбор вентиляторов, и хочу сказать, что от фирмы производителя тоже зависит долговечность вентилятора. Бывает, у самых дешёвых вентиляторов плохое качество пластмассы и крыльчатка со временем просто рассыпается... Поэтому, наведите справку - какие вентиляторы более-менее качественны.

    И ещё один важный момент - разъёмы. Перед походом в магазин важен не только размер вентилятора, но и также надо обратить внимание на разъём, какого он типа, и такой же подобрать. А также посмотрите, есть ли запасной разъём в БП вашего ПК - плоский, на 4 штырька. В крайнем случае, если не найдётся в магазине вентилятора с родным разъёмом - с 4 штырьками. Или, можно перепаять разъем со старого вентилятора. И, кстати, будите выбрасывать старый вентилятор - откусите разъём, пригодится.

    В случае, если подшипники вентилятора ещё не сильно износились (он проработал не так долго), и чтобы он не шумел - его надо почистить и смазать, т.е. сделать профилактику.

    Надо снять крыльчатку: с задней стороны вентилятора снимаем круглую наклейку, с названием фирмы изготовителя, а под ней вы увидите небольшое углубление и торец оси крыльчатки. Тонкой отверткой или шилом и пинцетом извлекаем фиксирующую шайбу, в виде подковы, и с оси снимаем крыльчатку. Теперь надо убрать застывшую старую смазку с оси и подшипников вентилятора, и более тщательно, если надо, почистить крыльчатку от пыли и грязи.

    Лопасти крыльчатки можно помыть под струей теплой воды с мылом, а затем просушить, можно протереть спиртом или водкой. Статор - тщательно протереть салфеткой, лучше сухой, т.к. бензин или спирт может растворить и повредить изоляцию обмотки. Ось крыльчатки и подшипники промыть бензином или спиртом.

    Теперь надо всё собрать в обратном порядке и хорошенько смазать. Смазываем ось тонким слоем жидкого машинного масла (автомобильное моторное), или масла для швейных машин (или силиконовой смазкой, если у кого есть...) и вставляем крыльчатку в корпус вентилятора, подшипники тоже надо смазать маслом, но не сильно, чтобы смазка не растекалась. После полной сборки и смазки вентилятора необходимо закрыть доступ к подшипникам, обязательно, чтобы не попала пыль! Если клей на родной наклейке уже подсох и плохо держится - заклейте скотчем в 2 слоя, если скотча нет - сдерите наклейку с шампуни или ещё от чего-то, обычно на них хороший клей - вырежьте и наклейте.

    Всё, вентилятор готов к работе ещё как минимум на полгода, а как максимум - до 2 лет. Теперь его ставьте назад в компьютер и проверяйте. Что касается вентиляторов с подшипниками качения, то восстановление их мало чем отличается от выше описанного. Разница лишь в том, что нужно использовать густую смазку для подшипников, например ЦИАТИМ, Литол - 24, или заменить их на новые.

    Кстати, если вентилятор стоит в удобном месте, что позволяет снять наклейку, то для смазки, его можно и не снимать, а просто снять наклейку, развернуть корпус системного блока так, чтобы вентилятор находился горизонтально и капнуть на ось по центру 1 каплю машинного масла. Этого вполне достаточно. Затем немного прокрутите крыльчатку, чтобы смазка прошла вглубь.

    Бывает, что кулер процессора сильно загрязнен и его надо снять, чтобы почистить. Сделать это не сложно, там есть специальная защелка. Если вам пришлось это сделать, то куллер необходимо заново перепаковать термопастой (белой, а лучше с содержанием серебра, серебристого цвета). Ставить назад куллер надо осторожно, без лишних усилий, чтобы ничего не сломать.

    И несколько строк о смазочных материалах. В подшипниках скольжения, в качестве смазки применяют только жидкую смазку: масло силиконовое или моторное автомобильное масло. Вязкость масла подбирается в зависимости от износа подшипников скольжения. Если износ небольшой и вентилятор просто пищит (высохла смазка) - значит используем масло 10-15W, среднего уровня вязкости, или силиконовое. Если же вентилятор громко шумит - это признаки большой выработки и применяем масло 20-25W, высокого уровня вязкости.

    Также хочу сказать, что причиной повышенного шума компьютера могут быть не только вентиляторы, а и плохо закрепленные детали, блоки или модули: винчестер, материнская плата, крышка системного блока и т.п. В таких случаях стоит лишь подтянуть винты крепления и проблема решена.

    А в заключение хочу сказать - возьмите себе за привычку - весной, перед наступлением жары, делать профилактику всего компьютера, а лучше это делать пару раз на год. Тогда, и восстанавливать ничего не придётся, а просто менять вентиляторы по мере износа... Раз в 5 лет примерно..

    При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

    Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

    Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

    Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

    Как разобрать кулер компьютера

    Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

    Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

    Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.

    Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.

    Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

    Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.

    Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

    Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

    Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

    Как смазать кулер

    Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

    Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

    Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

    Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

    Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

    Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.

    mob_info