Куча в программировании. Структуры данных: двоичная куча (binary heap). Приоритетная очередь

Рандомизированная куча (randomized heap) — это куча, которая за счёт применения генератора случайных чисел позволяет выполнять все необходимые операции за логарифмическое ожидаемое время.

Кучей называется бинарное дерево, для любой вершины которого справедливо, что значение в этой вершине меньше либо равно значений во всех её потомках (это куча для минимума; разумеется, симметрично можно определить кучу для максимума). Таким образом, в корне кучи всегда находится минимум.

Стандартный набор операций, определяемый для куч, следующий:

  • Добавление элемента
  • Нахождение минимума
  • Извлечение минимума (удаление его из дерева и возврат его значения)
  • Слияние двух куч (возвращается куча, содержащая элементы обеих куч; дубликаты не удаляются)
  • Удаление произвольного элемента (при известной позиции в дереве)

Рандомизированная куча позволяет выполнять все эти операции за ожидаемое время при очень простой реализации.

Структура данных

Сразу опишем структуру данных, описывающую бинарную кучу:

struct tree { T value; tree * l, * r; } ; В вершине дерева хранится значение некоторого типа , для которого определён оператор сравнения (). Кроме того, хранятся указатели на левого и правого сыновей (которые равны 0, если соответствующий сын отсутствует).

Выполнение операций

Нетрудно понять, что все операции над кучей сводятся к одной операции: слиянию двух куч в одну. Действительно, добавление элемента в кучу равносильно слиянию этой кучи с кучей, состоящей из единственного добавляемого элемента. Нахождение минимума вообще не требует никаких действий — минимумом просто является корень кучи. Извлечение минимума эквивалентно тому, что куча заменяется результатом слияния левого и правого поддерева корня. Наконец, удаление произвольного элемента аналогично удалению минимума: всё поддерево с корнем в этой вершине заменяется результатом слияния двух поддеревьев-сыновей этой вершины.

Итак, нам фактически надо реализовать только операцию слияния двух куч, все остальные операции тривиально сводятся к этой операции.

Пусть даны две кучи и , требуется вернуть их объединение. Понятно, что в корне каждой из этих куч находятся их минимумы, поэтому в корне результирующей кучи будет находиться минимум из этих двух значений. Итак, мы сравниваем, в корне какой из куч находится меньшее значение, его помещаем в корень результата, а теперь мы должны объединить сыновей выбранной вершины с оставшейся кучей. Если мы по какому-то признаку выберем одного из двух сыновей, то тогда нам надо будет просто объединить поддерево в корне с этим сыном с кучей. Таким образом, мы снова пришли к операции слияния. Рано или поздно этот процесс остановится (на это понадобится, понятно, не более чем сумма высот куч).

Таким образом, чтобы достичь логарифмической асимптотики в среднем, нам надо указать способ выбора одного из двух сыновей с тем, чтобы в среднем длина проходимого пути получалась бы порядка логарифма от количества элементов в куче. Нетрудно догадаться, что производить этот выбор мы будем случайно , таким образом, реализация операции слияния получается такой:

Tree * merge (tree * t1, tree * t2) { if (! t1 || ! t2) return t1 ? t1 : t2; if (t2- > value < t1- > value) swap (t1, t2) ; if (rand () & 1 ) swap (t1- > l, t1- > r) ; t1- > l = merge (t1- > l, t2) ; return t1; }

Здесь сначала проверяется, если хотя бы одна из куч пуста, то никаких действий по слиянию производить не надо. Иначе, мы делаем, чтобы куча была кучей с меньшим значением в корне (для чего обмениваем и , если надо). Наконец, мы считаем, что вторую кучу будем сливать с левым сыном корня кучи , поэтому мы случайным образом обмениваем левого и правого сыновей, а затем выполняем слияние левого сына и второй кучи.

Асимптотика

Введём случайную величину , обозначающую длину случайного пути от корня до листа (длина в числе рёбер). Понятно, что алгоритм выполняется за операций. Поэтому для исследования асимптотики алгоритма надо исследовать случайную величину .

Математическое ожидание

Утверждается, что математическое ожидание оценивается сверху логарифмом от числа вершин в этой куче:

Доказывается это легко по индукции. Пусть и — соответственно левое и правое поддеревья корня кучи , а и — количества вершин в них (понятно, что ).

Тогда справедливо.

Синонимы:

Ворох, громада, груда, горка, кипа, купа, сугроб; скирд, стог, омет.

Тела лежали грудами. В этом селе избы стоят гнездами. Деревья стоят купами. Стог (скирд) сена. Кладь (одонье, одонья, зарод) хлеба. Омет соломы..

Ср. . См. возвышенность, ворох, много

высыпать кучу новостей, собрать в кучу... ..

Словарь русских синонимов 4

куча

Синонимы:

бездна, бесчисленность, бунт, вагон, воз, ворох, гибель, гора, груда, купа, кучка, масса, множество, навал, нагромождение, пропасть, прорва, руно, сила, скопление, сорус, спод, стог, сугроб, тьма, тьма тем, тьма-тьмущая, уйма, уймища

КУЧА значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

куча

Значение:

ку ́ча

ж.

а) Что-л., сваленное горкой, грудой.

б) разг. Большое количество, скопление чего-л.

2) разг. Толпа, скопление (людей, животных).

3) разг. Большое количество, множество.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

куча

Значение:

КУ́ЧА, -и, ж.

1. Скопление чего-н. сыпучего. К. песку. Сгрести сухие листья в кучу.

2. чего. Нагромождение чего-н., множество кого-чего-н. К. книг. К. дел. К. денег (очень много). Толпа валит кучей.

Куча мала! возглас в детской игре, по к-рому начинается общая свалка.

| уменьш. кучка , -и, ж. (к 1 знач. ).

Малый академический словарь русского языка

куча

Значение:

И, ж.

Большое количество чего-л., обычно сыпучего, мелкого, наваленное, насыпанное в одном месте.

Куча песку. Куча камней.

У хижин, на рогожках, кучами лежали овощи и сушились на солнце.

Большое количество каких-л. предметов, нагроможденных в беспорядке один на другой; груда.

Комната отделялась от улицы широкими сенями, где были свалены в кучу корзины, сети --- и всякая хозяйственная утварь. Кетлинская, Мужество.

2. Разг.

Беспорядочное скопление людей, животных.

На берегу теснилась куча негров и негритянок. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одною кучей. Л. Толстой, Война и мир.

{Овцы} неподвижно стоят, сбившись в кучу, спасаясь от жары и оводов. Серафимович, Лихорадка.

кого-чего. Разг. Большое количество; множество.

Покупателей этих произведений {лубочных картин} обыкновенно немного, но зато зрителей - куча. Гоголь, Портрет.

Мы видели в предыдущей главе, что добродетельная женщина наделала кучу глупостей. Писарев, Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби.

- У меня куча дел накопилась в управлении, - сказал он весело. Крымов, Танкер «Дербент».

Мы используем всё более продвинутые языки программирования, которые позволяют нам писать меньше кода и получать отличные результаты. За это приходится платить. Поскольку мы всё реже занимаемся низкоуровневыми вещами, нормальным становится то, что многие из нас не вполне понимают, что такое стек и куча, как на самом деле происходит компиляция, в чём разница между статической и динамической типизацией, и т.д. Я не говорю, что все программисты не знают об этих понятиях - я лишь считаю, что порой стоит возвращаться к таким олдскульным вещам.

Сегодня мы поговорим лишь об одной теме: стек и куча. И стек, и куча относятся к различным местоположениям, где происходит управление памятью, но стратегия этого управления кардинально отличается.

Стек

Стек - это область оперативной памяти, которая создаётся для каждого потока. Он работает в порядке LIFO (Last In, First Out), то есть последний добавленный в стек кусок памяти будет первым в очереди на вывод из стека. Каждый раз, когда функция объявляет новую переменную, она добавляется в стек, а когда эта переменная пропадает из области видимости (например, когда функция заканчивается), она автоматически удаляется из стека. Когда стековая переменная освобождается, эта область памяти становится доступной для других стековых переменных.

Из-за такой природы стека управление памятью оказывается весьма логичным и простым для выполнения на ЦП; это приводит к высокой скорости, в особенности потому, что время цикла обновления байта стека очень мало, т.е. этот байт скорее всего привязан к кэшу процессора. Тем не менее, у такой строгой формы управления есть и недостатки. Размер стека - это фиксированная величина, и превышение лимита выделенной на стеке памяти приведёт к переполнению стека. Размер задаётся при создании потока, и у каждой переменной есть максимальный размер, зависящий от типа данных. Это позволяет ограничивать размер некоторых переменных (например, целочисленных), и вынуждает заранее объявлять размер более сложных типов данных (например, массивов), поскольку стек не позволит им изменить его. Кроме того, переменные, расположенные на стеке, всегда являются локальными.

В итоге стек позволяет управлять памятью наиболее эффективным образом - но если вам нужно использовать динамические структуры данных или глобальные переменные, то стоит обратить внимание на кучу.

Куча

Куча - это хранилище памяти, также расположенное в ОЗУ, которое допускает динамическое выделение памяти и не работает по принципу стека: это просто склад для ваших переменных. Когда вы выделяете в куче участок памяти для хранения переменной, к ней можно обратиться не только в потоке, но и во всем приложении. Именно так определяются глобальные переменные. По завершении приложения все выделенные участки памяти освобождаются. Размер кучи задаётся при запуске приложения, но, в отличие от стека, он ограничен лишь физически, и это позволяет создавать динамические переменные.

Вы взаимодействуете с кучей посредством ссылок, обычно называемых указателями - это переменные, чьи значения являются адресами других переменных. Создавая указатель, вы указываете на местоположение памяти в куче, что задаёт начальное значение переменной и говорит программе, где получить доступ к этому значению. Из-за динамической природы кучи ЦП не принимает участия в контроле над ней; в языках без сборщика мусора (C, C++) разработчику нужно вручную освобождать участки памяти, которые больше не нужны. Если этого не делать, могут возникнуть утечки и фрагментация памяти, что существенно замедлит работу кучи.

В сравнении со стеком, куча работает медленнее, поскольку переменные разбросаны по памяти, а не сидят на верхушке стека. Некорректное управление памятью в куче приводит к замедлению её работы; тем не менее, это не уменьшает её важности - если вам нужно работать с динамическими или глобальными переменными, пользуйтесь кучей.

Заключение

Вот вы и познакомились с понятиями стека и кучи. Вкратце, стек - это очень быстрое хранилище памяти, работающее по принципу LIFO и управляемое процессором. Но эти преимущества приводят к ограниченному размеру стека и специальному способу получения значений. Для того, чтобы избежать этих ограничений, можно пользоваться кучей - она позволяет создавать динамические и глобальные переменные - но управлять памятью должен либо сборщик мусора, либо сам программист, да и работает куча медленнее.

Двоичная куча (binary heap) – просто реализуемая структура данных, позволяющая быстро (за логарифмическое время) добавлять элементы и извлекать элемент с максимальным приоритетом (например, максимальный по значению).

Для дальнейшего чтения необходимо иметь представление о деревьях , а также желательно знать об оценке сложности алгоритмов . Алгоритмы в этой статье будут сопровождаться кодом на C#.

Введение

Двоичная куча представляет собой полное бинарное дерево, для которого выполняется основное свойство кучи : приоритет каждой вершины больше приоритетов её потомков. В простейшем случае приоритет каждой вершины можно считать равным её значению. В таком случае структура называется max-heap , поскольку корень поддерева является максимумом из значений элементов поддерева. В этой статье для простоты используется именно такое представление. Напомню также, что дерево называется полным бинарным , если у каждой вершины есть не более двух потомков, а заполнение уровней вершин идет сверху вниз (в пределах одного уровня – слева направо).

Двоичную кучу удобно хранить в виде одномерного массива, причем левый потомок вершины с индексом i имеет индекс 2*i+1 , а правый 2*i+2 . Корень дерева – элемент с индексом 0. Высота двоичной кучи равна высоте дерева, то есть log 2 N, где N – количество элементов массива.

Приведу заготовку класса на C#:

Public class BinaryHeap { private List list; public int heapSize { get { return this.list.Count(); } } }

Добавление элемента

Новый элемент добавляется на последнее место в массиве, то есть позицию с индексом heapSize :

Возможно, что при этом будет нарушено основное свойство кучи, так как новый элемент может быть больше родителя. В таком случае следует «поднимать» новый элемент на один уровень (менять с вершиной-родителем) до тех пор, пока не будет соблюдено основное свойство кучи:

Иначе говоря, новый элемент «всплывает», «проталкивается» вверх, пока не займет свое место. Сложность алгоритма не превышает высоты двоичной кучи (так как количество «подъемов» не больше высоты дерева), то есть равна O(log 2 N).

Public void add(int value) { list.Add(value); int i = heapSize - 1; int parent = (i - 1) / 2; while (i > 0 && list < list[i]) { int temp = list[i]; list[i] = list; list = temp; i = parent; parent = (i - 1) / 2; } }

Упорядочение двоичной кучи

В ходе других операций с уже построенной двоичной кучей также может нарушиться основное свойство кучи: вершина может стать меньше своего потомка.

Метод heapify восстанавливает основное свойство кучи для дерева с корнем в i-ой вершине при условии, что оба поддерева ему удовлетворяют. Для этого необходимо «опускать» i-ую вершину (менять местами с наибольшим из потомков), пока основное свойство не будет восстановлено (процесс завершится, когда не найдется потомка, большего своего родителя). Нетрудно понять, что сложность этого алгоритма также равна O(log 2 N).

Public void heapify(int i) { int leftChild; int rightChild; int largestChild; for (; ;) { leftChild = 2 * i + 1; rightChild = 2 * i + 2; largestChild = i; if (leftChild < heapSize && list > list) { largestChild = leftChild; } if (rightChild < heapSize && list > list) { largestChild = rightChild; } if (largestChild == i) { break; } int temp = list[i]; list[i] = list; list = temp; i = largestChild; } }

Построение двоичной кучи

Наиболее очевидный способ построить кучу из неупорядоченного массива – это по очереди добавить все его элементы. Временная оценка такого алгоритма O(N log 2 N). Однако можно построить кучу еще быстрее - за О(N). Сначала следует построить дерево из всех элементов массива, не заботясь о соблюдении основного свойства кучи, а потом вызвать метод heapify для всех вершин, у которых есть хотя бы один потомок (так как поддеревья, состоящие из одной вершины без потомков, уже упорядочены). Потомки гарантированно есть у первых heapSize/2 вершин.

Public void buildHeap(int sourceArray) { list = sourceArray.ToList(); for (int i = heapSize / 2; i >= 0; i--) { heapify(i); } }

Извлечение (удаление) максимального элемента

В упорядоченном max-heap максимальный элемент всегда хранится в корне. Восстановить упорядоченность двоичной кучи после удаления максимального элемента можно, поставив на его место последний элемент и вызвав heapify для корня, то есть упорядочив все дерево.

Public int getMax() { int result = list; list = list; list.RemoveAt(heapSize - 1); return result; }

Сортировка с применением двоичной кучи

Заметим, что можно отсортировать массив, сначала построив из него двоичную кучу, а потом последовательно извлекая максимальные элементы. Оценим временную сложность такого элемента: построение кучи – O(N), извлечение N элементов – O(N log 2 N). Следовательно, итоговая оценка O(N log 2 N). При этом дополнительная память для массива не используется.

Public void heapSort(int array) { buildHeap(array); for (int i = array.Length - 1; i >= 0; i--) { array[i] = getMax(); heapify(0); } }

Заключение

Таким образом, двоичная куча имеет структуру дерева логарифмической высоты (относительно количества вершин), позволяет за логарифмическое же время добавлять элементы и извлекать элемент с максимальным приоритетом за константное время. В то же время двоичная куча проста в реализации и не требует дополнительной памяти.
mob_info